Коносамент – что это такое?

12 Августа 2021

Участникам внешнеэкономической деятельности нужно разбираться в нюансах большого числа сопроводительных документов. Одним из них является коносамент. Данный документ служит основанием для признания права собственности на отгруженную продукцию. Раньше он применялся только при морских перевозках. Сейчас он используется также при мультимодальной доставке, и в таких ситуациях называется сквозным.

Коносамент – что это?

Итак, что это такое – коносамент? Если выразить простыми словами, то это накладная, выдаваемая морским перевозчиком грузовладельцу. Она является распиской, подтверждающей право собственности на продукцию.

Отправитель груза вправе потребовать от перевозчика данный документ после передачи товара для транспортировки. Он должен включать в него только достоверную информацию. В противном случае понесет ответственность за ущерб, причиненный в результате предоставления ложных сведений.

Функции коносамента

Коносамент – это ценная бумага, выполняющая три основные функции:

  1. Официальная квитанция судовладельца и перевозчика в одном лице о том, что указанные в документе грузы (их количество, состояние) направлены в условленное в договоре место на определенном судне либо находятся в введении владельца корабля для последующей отправки. Перевозчик обязан передать отправителю коносамент после приема товара (ст. 142 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г.
  2. Доказательство заключения договора морской перевозки. Соглашение подписывается сторонами раньше коносамента. В документе дублируются все основные положения договора.
  3. Товарораспорядительный акт. Покупатель вправе распоряжаться товарами: достаточными будут передаточная надпись и коносамент. Сущность документа в данном случае – в предоставлении права собственности на груз.

Коносамент также может являться обеспечительной мерой при кредитовании отгруженной продукции. По его номеру производится отслеживание местонахождения товара.

Виды коносаментов

Согласно ст. 146 Кодекса торгового мореплавания РФ, выделяют следующие виды коносамента в зависимости от субъекта выдачи:

  • Именной: указывается определенный получатель;
  • Ордерный: получатель определяется по приказу отправляющего груз либо получающего;
  • На предъявителя.

Если в ордерном виде коносамента нет отсылки о выдаче приказу отправителя либо получателя, то подобный документ нужно считать выданным приказу отправителя.

Именной коносамент

Иначе его называют straight bill of landing. нем указывается конкретное лицо – предприятие, которое вправе получить товар. Эта ценная бумага одновременно служит инструкцией отправителя груза логистической компании по транспортировке продукции.

В коносаменте есть графа Consignee – именно здесь нужно указать конкретное лицо, уполномоченное принять товар. Передача груза другому лицу возможна, но для этого нужно будет заключить соответствующий договор и передать по акту долговые обязательства.

Именной коносамент выполняет следующие функции:

  • Служит в качестве товарораспорядительного документа;
  • Является товарно-транспортной накладной;
  • Подтверждает наличие двустороннего договора морской грузоперевозки;
  • Выступает в качестве расписки перевозчика о благополучном принятии им продукции, подлежащей транспортировке.

В документе в обязательном порядке содержатся следующие сведения: полное наименование организации – грузополучателя, адрес его нахождения, те же данные – в отношении отправителя товара, а также информация о перевозимой продукции (наименование, количество занимаемых ее грузовых мест, объемно-весовые данные, особенности перевозки, хранения, выполнения погрузочно-разгрузочных работ – при наличии, иная имеющая значение информация). Ответственность за внесение и достоверность сведений лежит на отправителе груза.

В именном коносаменте должна быть также информация о перевозчике: название компании, в каком порту производится загрузка, сколько оригинальных экземпляров коносамента имеется, дата, место выдачи документа. Уполномоченное лицо заверяет документ собственноручно – личной подписью.

Это интересно. По своей сути именной коносамент является разновидностью ордерного. Отличие – лишь в отсутствии указания о наличии права передачи товара третьему лицу по требования грузовладельца.

Ордерный коносамент

Следующая наиболее часто использующаяся разновидность коносамента – ордерный, или to order bill of lading, to order BOL. Это документ с возможностью уступки. Грузополучатель прописывается в соответствующей строке в виде «to order». Передача производится путем внесения передаточной надписи на коносаменте. Данная операция называется индоссаментом.

Ордерный коносамент дает право получения товара либо грузоотправителю, либо грузополучателю. Все зависит от того, по чьему приказу выдавался документ. Соответствующая пометка имеется в коносаменте. В нем четко прописаны наименование организации с пометой «или по ее приказу».

Правами получателя или отправителя может обладать третье лицо. В этих целях прописывается передаточная надпись, данному лицу вручается коносамент. Индоссамент имеет следующее изложение: «bill of lading made out to order and endorsed in blank».

Ордерный коносамент обладает рядом достоинств. Это оборотный документ, следовательно, его держатель может распорядиться грузом по своему усмотрению до его фактического получения, то есть пока он находится в пути, вплоть до предоставления в банк в качестве закладной – неэмиссионной ценной бумаги.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В коносаменте может быть несколько передаточных надписей. В такой ситуации товар нужно передать предъявителю документа, который указан в индоссаменте последним.

Коносамент на предъявителя

Само название типа документа говорит о том, что он выдается на предъявителя. Коносамент не содержит никакой информации о лице, имеющем право получить товар. Потому перевозчик вручает груз тому, кто предъявит ему данный документ.

Коносамент на предъявителя используется редко, так как возрастает риск потери контроля над грузом в результате мошеннических, иных преступных деяний.

ЭТО ВАЖНО! Перевозчик не обязан определить, является ли держатель предъявительского коносамента добропорядочным, законным получателем товара.

Другая классификация коносамента

Первые вышеописанные виды коносамента являются основными в их классификации. Документ также подразделяется на категории в зависимости от ряда параметров:

  • По способу транспортировки: линейный и фрахтовый коносаменты. Первый вариант используется при отправлении товара на морском судне, которое отправляется по обычному для него маршруту и расписанию. Фрахтовый коносамент (иначе его называют также чартерным) оформляется в случае выбора судна фактически на заказ. Между поставщиком и перевозчиком заключается договор. Судовладелец использует один или несколько судов для грузоперевозки в зависимости от объема и выполняет условия соглашения. Доставка – на одном корабле в несколько рейсов или двумя и более – одним рейсом.
  • По наличию отметки о состоянии груза: чистый и нечистый коносамент. В первом случае в документе не содержится информация о наличии дефектов, повреждений на упаковке, нарушении сохранности самого груза. Фактически товар занимает столько грузовых мест, сколько определено в коносаменте, и данные о его состоянии также полностью совпадают. Нечистый вариант предполагает наличие записи о повреждениях, утратах, любых иных расхождениях со сведениями в товаросопроводительном документе.
  • По видам используемых транспортных средств: прямой и сквозной коносамент. В первом случае для доставки используется один вид транспорта, во втором – мультимодальная схема, то есть для транспортировки требуется выстроить логистическую схему с привлечением разновидностей техники – морского судна и ж/д либо автомобиля.
  • По срокам погрузки: бортовой и для погрузки на морское судно. В первом варианте форма заполняется после того, как товар окажется в трюме или на палубе, во втором – до погрузки груза.

Выделяют также фидерный коносамент – когда нужно перевезти товар судами с небольшим показателем водоизмещения: 300 – 400 TEUs. Данный показатель примерно равен 20-футовому контейнеру. Подобные рейсы выполняются на короткие расстояния, например, по акватории Черного или Азовского моря. Антипод данного вида ценной бумаги – морской (океанский) коносамент. Само название говорит о том, что документ используется при транснациональной доставке.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Часто стороны фидерного коносамента – океанская линия и фидерный перевозчик. Отправителем выступает агент в порту перевалки товара, получателем – также агент, но на конечной морской станции.

Телекс релиз вместо коносамента

Когда невозможно получить обычным способом коносамент, оформляется телекс релиз. Это внутренний документ судовладельца. Он дает право перевозчику загрузить и доставить товар без коносамента. Передача телекс релиза выполняется по внутренним каналам связи перевозчика. Основанием является получение оригинального экземпляра коносамента.

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Телекс релиз чаще всего оформляется, когда за груз внесена предоплата, но коносамент находится в залоге у отправителя до получения 100% оплаты.

Какую информацию указывают в коносаменте?

В коносаменте требуется заполнение следующей информации:

  • Количество товара и его вес/объем;
  • Состояние груза (при отсутствии данной информации считается, что продукция в сохранности, целостность упаковки не нарушена);
  • Порты погрузки и отгрузки (наименование);
  • Дата завершения погрузочных работ;
  • Дата выпуска документа.

Капитан судна вправе отказаться от подписи при внесении неточной или недостоверной информации.

Порядок работы с коносаментом

Работа с документом выполняется в определенной последовательности. Для начала грузоотправитель заполняет погрузочный ордер. Он вносит в него подробные сведения о грузе, его получателе. Затем товар грузится на судно, производится выдача штурманской расписки. После того, как корабль покинет порт, этот документ заменяется коносаментом.

Завершающая стадия работы – получение товара грузополучателем в порту назначения. Как раз для этих целей предъявляется экземпляр коносамента.

Заполнение коносамента – как сделать всё по правилам

Есть ряд нормативных документов, которые регулируют порядок оформления коносамента:

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации;
  • Закон о морской перевозке грузов США;
  • Международная конвенции 1924 года «Об унификации некоторых правил о коносаменте» и ряд других.

В них прописано, как выглядит коносамент, как заполнять его, кто оформляет и иные важные моменты. Документ чаще всего выписывается в трех и более экземплярах. Оригинал коносамента содержит на лицевой стороне надпись ORIGINAL, а копии – COPY. Цвет и фактура последних могут отличаться от оригинального экземпляра.

Коносамент может выглядеть по-разному, но в нем отражается примерно одинаковая информация в следующих основных графах:

  • B/L № – номер документа, состоящий из цифр и латинских букв. Именно по нему отслеживается груз на сайте перевозчика.
  • Booking № – номер заказа на транспортировку. Также отражает статус товара.
  • Shipper – грузоотправитель, его адрес и другие реквизиты.
  • Consignee – грузополучатель и его адрес.
  • Notify party – организация, которую нужно уведомить о прибытии судна с товаром в порт назначения.
  • Vessel № – название морского судна. По нему также можно отследить продукцию.
  • Voyage № – рейсовый номер.
  • Place of Receipt – указывается, где получать груз для транспортировки. Требуется заполнение только в случае наземной транспортировки морской линией товара в порт.
  • Port of Loading – наименование порта, где будет производиться погрузка.
  • Port of Discharge – название порта назначения.
  • Place of Delivery – адрес наземной доставки груза. Требуется заполнить только при согласовании в договоре транспортировки от порта до склада грузополучателя. В ином случае графа пустая.
  • Графа «Данные, заполняемые отправителем» включает сведения о перевозимом товаре. В компетенцию перевозчика не входит проверка корректности вносимой информации. Ответственность за неправильные данные лежит на отправителе.

В коносаменте нужно учитывать и отражать фрахт и надбавки, то есть стоимость перевозки, размер надбавок к фрахту. Заполните графу «Declared Value», что переводится как «объявленная стоимость». Это позволит повысить ответственность перевозчика за вверенный груз, взыскать с него сумму ущерба при порче, уничтожении, краже товара. Не забудьте включить актуальные реквизиты. Единственный минус – за это нужно заплатить фрахт в повышенном размере.

Обязательны дата и место выпуска коносамента в блоке «Place of issue of B/L». В соответствующем блоке размещается информация о характеристиках груза: наименование, упаковка, маркировка, вес, объем, общее количество контейнеров, их номера, данные пломбы.

Важно! Пломба необходима для предотвращения незаконного доступа к содержимому емкости, его порчи и кражи. Повреждение предохранителя станет основанием для разбирательства с перевозчиком.

Оформлением коносамента занимается капитан судна. Он должен владеть некоторыми тонкостями. Так, при отсутствии информации о количестве груза и его весе, то рекомендуется добавить в соответствующую строку слова «weight and quantity unknown». Капитан судна может владеть действительно достоверными сведениями о количестве и весе груза, несовпадающими с указанными в коносаменте. Тогда и в этом случае ему нужно добавить выше озвученные слова. При большой разнице фактических данных и прописанных в коносаменте капитан корабля вправе отказаться от подписания коносамента.

При доставке груза для погрузки его обычно встречает на борту лично первое лицо. При отсутствии замечаний в коносамент вносится соответствующая пометка, означающая полный порядок с товаром. При наличии визуальных дефектов капитан судна вносит нужные записи в коносамент.

Проблематично транспортировать грязный, обесцвеченный груз с неприятным запахом. Все эти признаки служат основанием для капитана отказать в приемке товара для транспортировки, потому что он может быть поврежденным или иметь какой-либо дефект. К коносаменту можно приложить дополнительные листы бумаги, например, для описания повреждений.

Описание груза в упаковке также имеет свои особенности. Это нужно сделать максимально точно. Например, это могут быть бумажная коробка или полиэтиленовый пакет.

Встречаются ситуации, когда капитану не разрешают делать пометки. В такой ситуации лучший выход – дождаться следующего заказчика. В противном случае ущерб от порчи упаковки, продуктов могут предъявить морской линии.

В обязанности капитана не входит описание качества продукции. Его задача – отразить общее состояние груза для перевозки согласно Гамбургским правилам.

Лайфхак! Поможет объективно оценить подозрительный груз сюрвейер. Он же подскажет корректное и грамотное описание выявленных дефектов, подсчитает сумму ущерба при наличии.

К чему приводит неправильно заполненный коносамент?

Составление коносамента – ответственная задача. Для этого нужно обладать профильными знаниями, опытом работы в области внешнеэкономической деятельности. Последствия некорректного внесения информации:

  • Финансовые потери на исправление неправильных сведений;
  • Задержка выгрузки товара по прибытии в порт назначения;
  • Компенсация простоя морского судна из-за несвоевременного забора груза;
  • Удлинение процесса таможенного оформления;
  • Порча скоропортящейся продукции, выход из срока годности.

Проблемы можно избежать, если доверить работу опытным участникам ВЭД. Также законодатель предусмотрел такую форму исправления неточной информации, как оговорка. Она должна четко указывать на неточность, а также содержать объяснение, по какой причине вносятся исправления, почему не было возможности проверить сведения заранее.

Образцы коносаментов

В данном разделе мы представили для вас примеры заполнения коносамента на русском и английском языках. Также вы можете скачать пустой бланк для формирования документа под нужды вашего бизнеса.

Обратитесь к таможенному брокеру «КОНСАЛТ ГРУПП» – сберегите время и ресурсы. Наши специалисты в области ВЭД заполнят коносамент и другие документы, необходимые для перевозки груза. Вы в срок поставите товар, полностью выполните свои обязательства перед покупателями и заказчиками. КОНСАЛТ ГРУПП – ваш надежный партнер для международной доставки грузов.

Комментариев ещё нет. Будьте первым!

Добавление комментария

Защита от автоматических сообщений