Виды таможенных постов

17 Февраля 2022

Таможенный пост (ТП) - конечное звено в многоступенчатой системе ФТС РФ, непосредственно осуществляющее контроль за перемещением людей, транспорта, грузов любого назначения и объема через границу Российской Федерации. Все процедуры - таможенное декларирование, сопроводительная документация, паспортный контроль, оформление налогов и пошлин - осуществляются непосредственно на данном этапе пограничного контроля.

пограничный пост

Таможенные посты входят в региональное управление ФТС как структурное подразделение, и географически в округе могут располагаться несколько постов. В зоне ответственности каждого пункта конкретный регион деятельности, в составе которого: муниципалитеты; объекты транспортного сообщения (аэропорты, ЖД станции, морские и речные порты, грузовые терминалы); крупные промышленные предприятия федерального значения.

Виды таможенных постов

Две основные категории ТП - пограничные и внутренние. Первые располагаются в местах пересечения границы между странами, вторые могут находиться внутри территории РФ, преимущественно в местах деятельности активных участников ВЭД и крупных коммерческих структур.

В последнее десятилетие система ФТС постоянно реформируется, внедряется электронное декларирование и дистанционная растаможка грузов, находящихся на складах временного хранения в отдалении от пункта контроля.

Первые сообщения о таможнях датируются Х веком. Тогда начали взимать пошлины с купцов за перемещение по территориям и ввоз своего товара. Роль служивых на заставах выполняли мытники, или мытари. В период монголо-татарского ига поработители ввели свои пошлины под названием тамга. Тогда же появились понятия "таможня" и "таможенник".

Таможенные посты подразделяются на ряд других видов:

  • многосторонние, двусторонние и местные;
  • специализированные;
  • по типу транспортного средства;
  • по категории и объему полномочий.

Многосторонние, или международные ТП - самые крупные и универсальные подразделения. Через эти пункты контроля в любом направлении проходят грузы, транспорт и люди независимо от гражданства.

Двусторонние пункты пропуска предполагают таможенное сообщение между двумя сопредельными государствами.

Местные посты также функционируют на границе между соседними странами. Это упрощенная форма передвижения для граждан, постоянно зарегистрированных в одной из двух стран. Она не требует визовой отметки в паспорте или транспортных документах.

погранпост

Специализированные ТП предназначены для контроля за прохождением в ту или другую сторону подакцизных товаров (алкоголя, табачных изделий), химических, биологических, радиоактивных отходов, животных, растений, сырья и изделий из металла и камня, энергоресурсов, специального оборудования для обеспечения энергетической безопасности РФ.

По типу транспортного средства таможенные посты имеют свою специализацию и располагаются вблизи больших транспортных развязок - автомобильных, ЖД, воздушных, морских и прочих путей сообщения. Действуют также пункты смешанного типа для оформления грузов.

Подробнее:

  • Автомобильные ТП. В России насчитывают на сегодня 150 пограничных пунктов для передвижения автотранспорта. По объему услуг и оперативности эти переходы считаются самыми удобными и универсальными. На подобных постах оформляются грузопассажирские многосторонние перевозки, поэтому они носят и другое название - МАПП (многосторонние автомобильные пункты пропуска). Автотранспорт активно задействуется и для перемещения грузов и людей на двусторонних постах.
  • Железнодорожные ТП (или железнодорожные пограничные переходы) осуществляют таможенный досмотр на ЖД станциях. В структуру входят, помимо контролирующего поста и подвижного состава, станция передачи вагонов и контейнеров с грузом и пограничная техническая станция.
  • Воздушные таможенные посты располагаются в аэропортовых зонах досмотра грузов и пассажиров.
  • Морские ТП предназначены для оформления и декларирования грузов, перемещаемых морскими судами. Специфика портов предполагает и практику мультимодальных перевозок, соответственно, в таможенном контроле могут быть задействованы другие виды транспорта, участвующие в доставке и перевалке грузов.
  • Смешанные пункты таможенного контроля обслуживают перемещение граждан и грузов как по международным, так и внутренним направлениям.
  • Речные и озерные таможенные посты чаще всего находятся внутри страны и располагаются в речных и озерных портах.
  • Пешеходные пограничные переходы предназначены для перемещения людей между сопредельными странами, в частности, СНГ, Абхазии, а также регионов и территорий с ограниченным доступом (предприятия и объекты повышенной секретности).

Категории и полномочия таможенного поста регламентируются его юридическим статусом - с открытием юридического лица и без него. ЮЛ в системе регистрируются специальным приказом ФТС и согласовываются с Минэкономразвития РФ. Юрлицо наделяется расширенными полномочиями самостоятельного предприятия со своей бухгалтерской отчетностью.

Категории таможенных постов

Существуют 4 категории ТП:

  1. Создаются на крупных транспортных узлах (многосторонние пункты контроля, федеральные автотрассы, аэропорты, водные порты, промышленные центры). В структуру должны входить три и более подотдела таможенного контроля.
  2. Используются для пропуска через границу груза без завершения таможенного декларирования.
  3. Предназначены для оформления значительной номенклатуры товаров. Могут размещаться в региональных населенных пунктах.
  4. Работают с ограниченными объемами и перечнями товаров, располагаются на территории товаропроизводителей.

Функции таможенного поста

внутренний пограничный пост

Функции ТП заключаются в защите экономических интересов и безопасности России. В частности, это регулирование товарооборота между странами, борьба с контрабандой и незаконным ввозом оружия, наркотиков и других опасных веществ.

Задачи таможенных постов определяются их видом и статусом. Общие функции для всех типов - досмотр и таможенное декларирование грузов, вывозимых или ввозимых через границу. На практике разделение функций выглядит следующим образом:

  • На пограничных постах производится проверка сопроводительной документации и сверка точности их оформления. В компетенции пункта контроля также сверка законности пропуска через границу вывозимых грузов, досмотр и оформление ввозимых из других стран грузов с последующим отслеживанием их прохождения до внутреннего поста.
  • Внутренние ТП отвечают за таможенные операции. Тем самым эта структура снимает лишнюю нагрузку с пограничных пунктов, беря на себя ряд формальностей и ускоряя грузооборот на границе. Конкретно в задачи внутренних ТП включены такие процедуры, как досмотр и оформление перемещаемых товаров, личный таможенный досмотр владельцев грузов, контроль за вывозом и ввозом крупных валютных сумм, сверка документации по финансовой отчетности, выявление нарушений и помощь в деятельности участников ВЭД, при необходимости - помощь юридическим и физическим лицам в составлении документов. Таможенные сборы, пошлины и налоги также могут оформляться на внутренних постах.
Помимо официальных фискальных и заградительных функций, таможенные органы выполняют еще одну функцию - стимулирующую. В некоторых случаях таможенное законодательство допускает ввоз в страну товаров под самые низкие пошлины. Так, нулевые пошлины были установлены на поставки в РФ особых видов технологического оборудования.

Законодательство

Таможенные посты находятся в прямом подчинении вышестоящим структурам: территориальному управлению, ФТС, Президенту и Правительству РФ.

Деятельность таможенных постов законодательно регламентируется 311-ФЗ от 27.11.2010 г., приказом ФТС от 4 сентября 2014 г., Общим положением о таможенном посте (приказ ФТС № 834 от 31 мая 2018 г., последняя редакция 6 февраля 2019 г. №197). ФЗ-289 от 31 мая 2018 г. регулирует вопросы таможенного оформления в РФ.

погранпереход

Российская Федерация входит в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Союз образован в противовес ЕЭС в 1995 году, в него вошли первоначально Россия, Казахстан и Беларусь, позднее присоединились другие страны СНГ - Армения и Киргизия.

Таможенные структуры работают по регламенту Таможенного кодекса ЕАЭС, вступившего в силу 1 января 2018 года. При этом некоторые его положения ориентированы на ФЗ-289 "О таможенном регулировании" для разъяснения и детализации отдельных пунктов ТК ЕАЭС. Классификаторы видов таможенных режимов утверждены Комиссией Таможенного союза (Решение №378, ред. 2010 г.)

Первоначально таможенные органы стран-участниц подчинялись требованиям Таможенного кодекса РФ, затем - Таможенного кодекса ТС. С принятием Таможенного кодекса ЕАЭС оба документа утратили актуальность.

Кодекс ввел единый порядок грузоперевозок через границы стран-членов союза. При этом на практике есть свои нюансы. Между этими странами существуют государственные границы, но отсутствуют таможенные границы. Принятие Кодекса оптимизировало большую часть таможенных процедур и существенно облегчило процесс товарообмена. Например, обрела законную силу новая практика электронного декларирования вместо письменного. Это, в свою очередь, позволило значительно ускорить обработку деклараций и выпуск товара с пограничного контроля. Исключение делается для грузов, помещенных под таможенный транзит, - здесь требуется письменная декларация.

Союз ввел также нулевые ставки и безакцизный принцип для товаров на экспорт при подтверждении факта экспорта. Однако при ввозе импортного товара из стран ТС в Россию акцизные сборы взимает российская сторона.

Правовой статус всей структуры, компетенции подразделений начиная с центрального органа и заканчивая таможенными постами, определяется соответствующими Законами и подзаконными актами:

  • Конституция РФ;
  • Указы и распоряжения Президента и Правительства России;
  • Таможенный кодекс;
  • нормативные акты, принимаемые головными органами ФТС;
  • нормативы Центробанка;
  • международные договоры, подтвержденные руководством РФ.

Структура таможенных органов

пограничный таможенный переход

Высший орган таможенной системы - центральный аппарат Федеральной таможенной службы (ФТС) - подчиняется Правительству РФ и Министерству финансов.

Следующее звено в структуре - Региональные таможенные управления. По всей территории России действуют 8 РТУ - по одному в каждом федеральном округе:

  • Центральное (14 таможен, 113 таможенных постов);
  • Северо-Западное (11 таможен и 80 ТП);
  • Уральское (8 таможен и 48 ТП, в том числе 1 специализированный для контроля за провозом драгоценных камней и металлов);
  • Сибирское (11таможен и 68 ТП);
  • Дальневосточное (11таможен и 49 ТП);
  • Приволжское (8 таможен и 47 ТП);
  • Южное (7 таможен и 49 ТП);
  • Северо-Кавказское (3 таможни и 18 ТП).

В подчинении РТУ находятся региональные таможни, располагающиеся в основном в крупных городах. В свою очередь они подразделяются на территориальные (Московская областная таможня, Крым, Севастополь, Калининград и т.д.), авиационные (московские аэропорты), специализированные (Центральная энергетическая, Центральная акцизная), обеспечивающие (Центральная базовая, Кинологический центр ФТС). Непосредственно ФТС подчиняются 7 таможен, 27 таможенных постов и 6 пропускных пунктов.

Последнее звено, регулируемое таможнями, - таможенные посты. На сегодня по России зарегистрировано 537 подобных подразделений. Из них 93 подчиняются напрямую ФТС в обход региональных управлений (в частности, Внуковский, Домодедовский, Шереметьевский). 388 постов - пограничные: 150 автомобильных, 69 железнодорожных, 82 авиационных, 70 портовых, 10 смешанного типа, 5 речных, по одному пешеходному и озерному. Остальные относятся к внутренним видам ТП.

Организационная структура таможенного поста

внутренние таможенные переходы

Аналогично общей структуре таможенных органов страны сам ТП подразделяется на отделы, у каждого из которых есть свои задачи. Определенные отделы в системе таможенных постов досматривают грузы, проверяют документы и помогают в их оформлении, контролируют своевременный выпуск грузов с площадок временного хранения и т.д. Действуют также правовые отделы, брокерские и информационно-технические службы. Разделение обязанностей необходимо для оперативной деятельности таможенных постов.

Возглавляет структуру начальник поста, который назначается непосредственно приказом по ФТС. Он несет персональную ответственность за выполнение обязанностей, планов и показателей вверенного подразделения в полном объеме. Другие работники, в том числе заместители начальника поста, таможенные инспекторы, назначаются и увольняются совместным приказом руководителей ТП и РТУ.

Создание таможенного поста и его ликвидация происходит по решению ФТС России. Расходы на содержание таможенного поста, оплату труда сотрудников финансируются из федерального бюджета.

Таможенные посты считаются низшим звеном в структуре Федеральной таможенной службы. Однако именно на эти подразделения приходится основная часть работы - контроль и досмотр грузов и людей, проверка документов и оформление деклараций, взимание таможенных сборов и пошлин. В конечном итоге - это передовая часть таможенной службы России.


Читать также
Комментариев ещё нет. Будьте первым!

Добавление комментария

Защита от автоматических сообщений