Постконтроль - механизм взаимодействия между таможенными структурами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Его задача сводится к мониторингу и изучению больших объемов данных, включающих документы таможенного декларирования, транспортные, дополнительную информацию, запрашиваемую у участников ВЭД и у государственных органов, банковских организаций.
Что такое таможенный постконтроль?
Таможенный постконтроль - это мероприятия по таможенному наблюдению. Они выполняются уже после выпуска продукции и направлены на изучение деятельности участника ВЭД и соблюдения им таможенного законодательства.
Беспрепятственное передвижение продукции через границу стран зависит от исчерпывающего пакета документов по международной сделке и верного расчета таможенной цены. Определяется декларантом и влияет на объем пошлин и сборов на таможне.
Постконтроль в системе таможенного контроля заключается в тщательной сверке обозначенных сумм со статистическими показателями стоимости единицы изделия по странам и регионам ($/кг). При получении информации о занижении цены товара уполномоченные органы решают вопрос о корректировке таможенной стоимости (КТС). Это одно из направлений постконтроля.
Корректировка таможенных взносов - процедура изменения цены на импортируемые изделия в декларации. Поводом для внесения правок являются:
- Отсутствие обоснований при выборе метода расчета таможенной цены;
- Стоимость продукции меньше фиксированного уровня риска и ценовых компонентов;
- Цена единицы товара выше уровня риска, меньше указанной иными участниками ВЭД при ввозе аналогичного изделия;
- Выявление зависимости между участниками процесса и низкой цены продукции;
- Ошибки и опечатки, несоответствие заявленной информации в декларации имеющимся данным;
- Отсутствие расчета обязательных параметров.
Инициатором для внесения исправлений выступает как декларант, так и таможенный орган на разных этапах проверки.
Федеральным законом "О таможенном регулировании" ФЗ-289 от 03.08.2018 отдельная форма решения о КТС аннулирована. Уполномоченные представители принимают решение о внесении изменений в информацию, указанную в декларации на изделия.
В решении сотрудники таможни детально описывают аргументы в подтверждение необходимости исправлений. Уполномоченный орган изменяет сведения о полученных документах или обосновывает позицию по информации, влияющей на подтверждение цены продукции.
В работу таможенных органов активно внедряются современные средства и технологии: использование Big Data - системы хранения и обработки информации больших объемов, телематики, облачных технологий. Они приводят к усовершенствованию механизмов проверки и цифровизации процессов "растаможки".
Таможенный постконтрль - проверка уполномоченного органа после выпуска товаров. Мероприятия проводятся для удостоверения в выполнении участниками ВЭД международных соглашений, актов и норм законодательства. В числе объектов проверки следующие лица:
- Декларант - это лицо, которое декларирует товары, или его представитель;
- Перевозчик, в том числе таможенный. Это транспортная компания, которая перевозит продукцию, подлежащую декларированию. Задача перевозчика - доставка товара в установленный срок;
- Лицо, временно хранящее грузы в специально выделенных помещениях и территориях, которые не относятся к СВХ (склад временного хранения);
- Таможенный представитель или брокер - это компания, выступающая посредником между грузоотправителем/грузополучателем и таможней. Брокер от имени своего клиента участвует в таможенных процедурах, оказывает услуги, необходимые для выпуска товарной партии в свободное обращение на территории Таможенного союза;
- Лицо, которому переходят права на товар после выпуска;
- Уполномоченный экономический оператор - компания со специальным статусом, обладающая правом на некоторые упрощения при "растаможке".
Но не все лица, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, являются объектом проверки. В зоне риска находятся недобросовестные участники ВЭД.
Что чаще всего проверяют? Вот основные пункты:
- Корректность размещения партии под таможенную процедуру;
- Подлинность информации, указанной в декларации и материалах дела;
- Соблюдение ограничений по применению режима условно выпущенных изделий;
- Выполнение обязанностей, регламентированных Таможенным кодексом ЕАЭС для каждого вида деятельности в таможенном деле;
- Соответствие юридического лица условиям для включения в реестр уполномоченных экономических операторов и пр.
Кому нужен контроль после выпуска товара?
Таможенная проверка после выпуска одна из форм контроля, проводимого инспекторами. В течение трех лет таможенный орган вправе провести камеральные, выездные проверки планового и внепланового характера. Документы таможенного декларирования обязаны храниться не менее пяти лет. Следовательно, в период проверки они могут быть запрошены.
Контроль после выпуска товара повышает результативность таможенных проверок: инспектора оперируют большим массивом данных, в спокойной остановке могут проанализировать информацию. Поводом для проведения постконтроля после выпуска товаров становятся сведения, которые говорят о возможных нарушениях таможенного законодательства. В результате выявляются нарушения, возбуждаются административные и уголовные дела.
Таможенные органы достигают одну из основных целей постпроверки - привлекают средства в казну за счет пересчета цены товара, штрафов и пеней по итогам контрольных мероприятий. Таким образом они формируют доходную часть федерального бюджета.
Эффективность постконтроля
Основной для таможенной статистики служат товарные декларации. Это сведения, которые поступают в Федеральную таможенную службу (ФТС). Интерес представляют следующие показатели в общем объеме статистики:
- Исходные данные о грузополучателях и грузоотправителях;
- Цена партии груза;
- Количество, вес или объем;
- Код товарной номенклатуры;
- Описание партии товара;
- Дата оформления груза на таможне.
В 2020 году для уменьшения административной нагрузки на предприятия количество таможенных проверок сократилось на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
Увеличилась эффективность: общая сумма доначисленных денежных средств составила 24 млрд рублей (на 39% выше аналогичного периода 2019 года - 17,2 млрд рублей). Средняя сумма доначислений по итогам одного таможенного контроля составила 15 млн рублей (в 2 раза выше показателя 2019 года - 7,5 млн рублей).
По итогам проверок после выпуска продукции в 2020 году конфисковано товаров на 304 млн рублей. Иными государственными органами доначислено взносов и наложено штрафных санкций на 3,1 млрд рублей. Таможенными и иными органами возбуждено 7,3 тыс. дел об административных правонарушениях и 348 уголовных дел.
Есть ли плюсы для участников ВЭД?
Плюсы постконтроля для таможенных органов следующие:
- Улучшение качества работы в части правоохранительной деятельности и фискальной функции;
- Рост экономической рациональности таможенного контроля;
- Повышение грузопотока и совершенствование имиджа таможни;
- Уменьшение количества бумажных носителей.
К преимуществам таможенного контроля после выпуска товаров для участников ВЭД относятся:
- Уменьшение сроков оформления и выпуска декларации на изделия;
- Авторегистрация и автовыпуск;
- Минимизация количества досмотров;
- Сокращение затрат участников ВЭД;
- Цифровизация документооборота и уменьшение количества документации на бумажном носителе.
Что нужно знать участнику ВЭД?
ВЭД - отрасль хозяйственной деятельности, связанная с проведением экспортных и импортных процедур. Ее суть заключается во взаимодействии экономических субъектов, представляющих разные государства. Важно строго соблюдать нормы законодательства, иначе компания может быть оштрафована.
Санкции административного характера прописаны в главе 16 КоАП РФ. Так, согласно ст. 16.2 КоАП РФ за предоставление недостоверных сведений в декларации нарушитель будет обязан заплатить штраф в сумме, которая рассчитывается от стоимости декларируемого товар. Это - от половины стоимости продукции до ее двукратной цены. Предусмотрены и иные санкции в зависимости от характера нарушений.
Товары, запрещенные к ввозу
Очевидная ошибка, которую не стоит допускать, - это перевозка через границу запрещенных грузов. Их перечень регулируется решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 "О мерах нетарифного регулирования".
Риски
Процесс таможенного наблюдения после выпуска изделия связан со следующими рисками и проблемами для участников ВЭД:
- Вероятность доначисления платежей по итогам корректировки таможенной стоимости;
- Возможность заведения дела об административном правонарушении в таможенном органе;
- Отсутствие учета вероятных расходов участника ВЭД, доначисленных после проверки после выпуска продукции;
- Риск доначисления сумм, способных привести организацию к банкротству;
- Вероятность возбуждения уголовного дела в отношении руководителя предприятия при наличии признаков неуплаты платежей.
Время хранения документов
Документы, на основании которых ведется учет внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля, хранятся в течение пяти лет, если иной срок не регламентирован законами РФ. Нарушение порядка также может привести к возбуждению административного производства.
Рекомендации. Как не бояться проверок?
Задача таможенного контроля после выпуска продукции в свободное обращение - требование дополнительных платежей и административных штрафов. Работа по минимизации рисков проверки после выпуска груза ведется одновременно и последовательно в разных направлениях:
- Тщательное проведение проверки импортируемого изделия для выявления предполагаемых угроз доначисления платежей;
- Исключение выявленных рисков на этапах внешнеэкономической сделки;
- Применение методов управления рисками в организации;
- Увеличение документооборота по доставкам и в электронном виде;
- Повышение сроков хранения и архивирования материалов;
- Введение комплаенса в процесс отгрузок;
- Расширение сотрудничества с зарубежными контрагентами для оперативного получения сведений о поступлении вероятных запросов;
- Вовлечение в процесс таможенных экспертов и юристов ВЭД.
Взаимодействие КПС "Постконтроль" с налоговыми органами
КПС "Постконтроль" - это программный продукт, предназначенный для комплексной работы подразделений таможни после выпуска товаров. Главная цель эксплуатации системы - это фиксация этапов подготовки и проведения проверок.
Вывод
Развитие и совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров - приоритетная задача таможенной службы. Она направлена на предупреждение и предотвращение нарушений норм международного, союзного и национального законодательства в сфере таможенной координации.
Допустимые сроки проведения проверки - до истечения 3 лет со дня наступления таких обстоятельств.
Добавление комментария